Полезная информация







08 июня 2020

Бизнес в условиях COVID-19: на какие меры поддержки рассчитывать


В этом выпуске:
· Новое! Лицензионный договор и договор мемы в "Конструкторе договоров"

· Закупки без нарушений: обзор интересной практики

· О мерах поддержки бизнеса в регионах

· Обзор судебной практики в связи с коронавирусом

· Особенности рабочего времени: новые Готовые решения для кадровиков.

Бюллетень июнь 2020.


11июня 2020

Полезный документ:

- ОПУБЛИКОВАН ЗАКОН ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГОВ И ВЗНОСОВ ЗА II КВАРТАЛ для бухгалтера и руководителя (в том числе бюджетной организации):
онлайн версии
оффлайн версии

- Полезный документ для для бухгалтера, руководителя (в том числе бюджетной организации):
онлайн версии
оффлайн версии

- БИЗНЕС И ГРАЖДАНЕ ПОЛУЧАТ НОВУЮ ПОДДЕРЖКУ. Полезный документ для для бухгалтера, руководителя (в том числе бюджетной организации):
онлайн версии
оффлайн версии


28 апреля 2020

Коронавирус: будьте в курсе всех изменений с КонсультантПлюс


В этом выпуске:
· Коронавирус: будьте в курсе всех изменений с КонсультантПлюс

· Первая судебная практика, связанная с коронавирусом, в КонсультантПлюс

· Больничный при карантине: о новом порядке в КонсультантПлюс

· Что делать с текущими договорами

Все актуальное по коронавирусу.


16 апреля 2020

Самое важное за 1 квартал 2020 года:

- для бухгалтера:
онлайн версии
оффлайн версии

- для бюджетного бухгалтера:
онлайн версии
оффлайн версии

- для кадровика:
онлайн версии
оффлайн версии

- для юриста:
онлайн версии
оффлайн версии

- для специалиста по закупкам:
онлайн версии
оффлайн версии


05 декабря 2019

Новости

1. Самые интересные новости для специалиста по закупкам за ноябрь

В обзоре новостей за прошедший месяц мы расскажем о поправках к законодательству, практике ВС РФ, разъяснениях ведомств и планируемых изменениях в сфере закупок.
Поправки к законодательству
Перечень товаров, на которые распространяются условия допуска, изменился. Обновленный перечень применяют с 12 ноября.
В реестр контрактов нужно включать больше сведений.
Порядок формирования идентификационного кода закупки скорректировали. Учтите новшества при составлении планов-графиков на 2020 год.
Утвердили типовые формы заявок для электронных закупок и требования к типовой документации. Сама документация пока не разработана. Делать это самостоятельно заказчикам не нужно.
В ЕИС разместили типовые контракты в сфере культуры. Применяйте их, если начнете закупку 30 ноября или позднее.
Судебная практика
ВС РФ разобрался в вопросе о том, что не ограничивает конкуренцию при оценке деловой репутации участника госзакупки.
Разъяснения ведомств
ФАС указала на наиболее распространенные ошибки в госзакупках. О том, чего следует избегать заказчику при отклонении заявки, составлении документации и расторжении контракта, читайте в нашем обзоре.

Антимонопольный орган разъяснил, как применять законодательство о контрактной системе в отдельных случаях:
- какие особенности исчисления сроков нужно учитывать при направлении сведений в РНП;
- кто и как отвечает за нарушение сроков и порядка оплаты по госконтракту;
- кому и как можно участвовать дистанционно в рассмотрении жалоб на нарушения при закупках.
Казначейство рассказало о самых значимых ошибках заказчиков при расчете НМЦК и на этапе исполнения контракта.
О том, как их избежать, мы рассказали в нашем обзоре.
Также ведомство напомнило, что с 2020 года все участники не смогут подавать заявки без регистрации в ЕИС.
роме того, оно разъяснило, в какой форме можно заключить контракт со вторым участником закупки, если расторгнут контракт с победителем.
Проекты
При закупке радиоэлектроники предлагают направлять больше сведений в реестры контрактов и договоров.
Ограничения допуска иностранной радиоэлектроники хотят заменить запретом.
Планируют ввести льготы для тех, кто быстро уплатит штраф за сговор в госзакупках.
Госзакупки ноутбуков и планшетов для обеспечения федеральных нужд могут лимитировать.
Хотят запретить закупать по Закону N 223-ФЗ иностранные устройства хранения данных.
Самозанятые, возможно, получат те же льготы при закупках по Закону N 223-ФЗ, что и СМСП.



2. Пять ошибок в описании объекта госзакупки: разбираемся на примерах из практики УФАС
Если заказчик утвердит документацию с нарушением Закона N 44-ФЗ, сотрудника заказчика могут оштрафовать. Большое количество ошибок связано с описанием объекта закупки. Перечислим основные недочеты техзадания, которые контрольные органы часто признают нарушениями.
Заказчик требует привести значения показателей, которые могут быть известны только тем, у кого товар в наличии
Закон N 44-ФЗ не обязывает участников закупки иметь товар на момент подачи заявки. Заказчику нужно учитывать при описании объекта закупки, какие показатели не сможет указать тот, у кого нет нужного товара. К ним ФАС относит: химический или компонентный состав товара, показатели технологии производства, а также показатели, значения которых становятся известными при испытании товара.
Например, Новосибирское УФАС признало неправомерным требование заказчика привести в заявке химический состав продуктов. Санкт-Петербургское УФАС посчитало нарушением то, что заказчик запросил сведения, которые можно получить только по результатам испытаний ("ударная прочность", "стойкость покрытия при температуре 20+/-2°С к статическому воздействию воды", "эластичность покрытия при изгибе" и т.п.).
Избыточные требования к описанию объекта закупки также признавало нарушением Московское областное УФАС. Той же позиции придерживалась и ФАС (Решения от 24.07.2019, от 19.09.2019, от 17.10.2019).
Обычно антимонопольщики не подходят формально к проверке описания объекта закупки и оценивают требования заказчика комплексно. Так, Рязанское УФАС лишь отметило, что заказчик запросил конкретные значения показателей, которые можно было узнать только по результатам испытаний. Указать их могли участники, у которых товар в наличии. В другом случае Северо-Осетинское УФАС не посчитало нарушением то, что заказчик предусмотрел в инструкции по заполнению заявок возможность указать значения показателей так же, как в техзадании, если они устанавливаются только по результатам испытаний товаров, имеющихся у участника.
Заказчику стоит обжаловать решение контрольного органа, так как суды могут прийти к иному выводу. Верховный суд посчитал, что участнику закупки достаточно привести характеристики товара согласно требованиям документации, которые основаны на техрегламентах и ГОСТах.
В описании объекта закупки даны ссылки на неактуальные ГОСТы
Заказчик должен описать объект закупки в соответствии с действующими стандартами. Ссылка на устаревшие ГОСТы — одна из распространенных ошибок заказчиков. Контрольные органы практически единогласно признают это нарушением. Например, так считают Тамбовское, Приморское, Якутское, Дагестанское, Санкт-Петербургское Управления ФАС.
Заказчик требует указать в заявке характеристики, отличающиеся от ГОСТа

При описании объекта закупки заказчик может потребовать, чтобы товары, работы, услуги соответствовали ГОСТам, и запросить их дополнительные показатели. Однако эти показатели не должны противоречить характеристикам, указанным в ГОСТе. Расхождение в требованиях может запутать участников и вызвать проблемы при приемке исполнения контракта.
Подобные разночтения в описании закупок признавали нарушением Оренбургское, Санкт-Петербургское, Краснодарское УФАС.
Описание объекта закупки не приведено в соответствие с КТРУ
При проведении закупки заказчик обязан использовать каталог товаров, работ и услуг (КТРУ). Если закупаемая позиция есть в каталоге, ее наименование и характеристики нужно указать в соответствии с ним.

Контрольный орган увидит нарушение, если:
·наименование объекта закупки отличается от указанного в КТРУ;
·описание объекта закупки составлено без учета характеристик позиции из КТРУ;
·заказчик не обосновал необходимость привести дополнительные характеристики объекта закупки.
О том, что заказчики должны использовать сведения из КТРУ, отмечала ФАС.
В описании объекта закупки не учтено требование об эквивалентности
В документации все товарные знаки должны сопровождаться словами "или эквивалент". Заказчика накажут, если возможность поставить эквивалент не будет предусмотрена. Он обязан указывать также параметры эквивалентности.
Их отсутствие признают нарушением. Отметим, что сотрудника заказчика могут наказать за это, даже если он предусмотрит возможность поставить эквивалент. Участник закупки должен понимать, что заказчик считает эквивалентом. К такому выводу пришло Московское УФАС.
В Законе N 44-ФЗ есть исключения из этих правил. Заказчик может потребовать поставить товар с конкретным товарным знаком, если:
·товары с другими товарными знаками несовместимы с товарами, которые есть у заказчика;
·он закупает запасные части и расходные материалы для машин и оборудования в соответствии с технической документацией.
Рекомендуем:
Как описать объект закупки



3. Судебная практика по Закону N 44-ФЗ: обзор за 18–22 ноября
Мы выбрали пять постановлений, размещенных в системе КонсультантПлюс на прошлой неделе. Может ли заказчик передать подрядчику функции по строительному контролю? Что учесть при определении срока расторжения контракта? Как правильно рассчитать стоимость допработ? Ответы на эти и другие вопросы в нашем обзоре.
При закупке услуг по обслуживанию оборудования нужно указать максимальное количество его единиц
Заказчик не указал в документации о закупке максимальное количество единиц оборудования, которые нужно обслуживать.
УФАС и суд признали это нарушением. В документации заказчик указал минимальное количество единиц оборудования, которые нужно обслуживать. Кроме того, он сделал оговорку, что их количество может корректироваться в меньшую или большую сторону без изменения цены контракта. Такое описание помешало потенциальным участникам принять решение об участии в закупке.
Документ: Постановление АС Московского округа от 11.11.2019 по делу N А40-276717/2018
Оплату услуг по строительному контролю на объекте могут признать нецелевым расходом
Заказчик заключил контракт на оказание услуг по строительному контролю. Исполнителем стала та же организация, что выполняла часть работ на этом объекте и была генподрядчиком.
Суд признал контракт ничтожным. Заказчик не имел права передавать подрядчику свои функции. Строительный контроль со стороны подрядчика отличается от контроля, осуществляемого заказчиком. Эти виды контроля не могут проводиться одним лицом. Оплата по такому контракту является нецелевым использованием бюджетных средств.
Документ: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2019 по делу N А78-16896/2018
Рекомендуем: Как провести строительный контроль
Для расторжения контракта нужно подтвердить дату, когда заказчик узнал о вручении поставщику соответствующего решения
Чтобы расторгнуть контракт, заказчик должен подтвердить дату, когда он узнал о вручении решения поставщику
Заказчик расторг контракт из-за нарушений со стороны поставщика. Решение о расторжении он выслал заказным письмом без уведомления. Дату вручения письма — 19 сентября заказчик определил по трек-номеру отправления на сайте Почты России. По электронной почте решение было направлено также без подтверждения получения. Через 10 дней заказчик расторг контракт.
УФАС отказалось вносить сведения о поставщике в РНП, поскольку заказчик нарушил порядок расторжения контракта.
Заказчик попытался оспорить решение УФАС. В ходе судебного разбирательства было получено подтверждение от Почты России, что письмо вручено 19 сентября. Это же следовало из распечатки с ее сайта. Однако суд в иске отказал. Заказчик не смог подтвердить дату, когда он узнал о вручении письма. Именно с этой даты исчисляется 10-дневный срок расторжения контракта (а не с даты вручения письма).
Документ: Постановление АС Центрального округа от 06.11.2019 по делу N А14-24095/2018
За неправильный расчет стоимости допработ подрядчика могут привлечь к административной ответственности Подрядчика могут привлечь к ответственности, если он неправильно рассчитает стоимость допработ
Заказчик проводил аукцион на текущий ремонт зданий. Победитель предложил цену на 22,57% меньше НМЦК. В ходе работ стороны заключили соглашение на выполнение допработ и увеличили цену контракта.
ФАС признало, что стороны неправильно рассчитали стоимость допработ. Ее нужно было определять исходя из цены единицы работ, уменьшенной на величину снижения по аукциону — 22,57%. В результате неправильного расчета подрядчику излишне выплачено более 300 тыс. руб.
Директора подрядчика привлекли к административной ответственности. Штраф составил более 600 тыс. руб.. Суд согласился с решением антимонопольной службы.
Документ: Постановление АС Московского округа от 14.11.2019 по делу N А40-304242/2018
Заказчик должен оплатить услуги по содержанию помещений в МКД, даже если не было контракта Управляющая компания обратилась в суд с иском о взыскании с заказчика оплаты услуг по содержанию помещений. Он считал, что не должен платить, поскольку контракт не заключался.
Суд поддержал управляющую компанию. Помещения, где располагался заказчик, были частью многоквартирного дома. Они принадлежали ему на праве оперативного управления. Обязанность содержать общие помещения в этом доме возникла у заказчика в силу закона, поэтому он должен оплатить услуги управляющей компании даже при отсутствии контракта.
Ранее такую позицию высказывал Верховный суд.
Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 01.10.2019 по делу N А17-750/2019
Предыдущий обзор практики читайте здесь.



4. ВС РФ разобрался, какие документы можно запросить для оценки деловой репутации при госзакупках
Участник закупки пожаловался на порядок оценки заявок в документации. Для анализа показателя "Деловая репутация" заказчик потребовал представить копию сертификата, выданного в соответствии с ГОСТом. Его действительность подтверждалась данными одной из двух систем добровольной сертификации, названных в документации.
Контрольный орган и окружной суд признали, что такой порядок оценки ограничивает количество участников закупки. Аргументация была следующей:
· извещение опубликовано за семь дней до запроса предложений, а этого времени недостаточно, чтобы получить сертификат;
· заказчик указал две конкретные системы добровольной сертификации, хотя для оценки заявок можно было использовать данные из систем, разработанных другими организациями;
· наличие сертификата не означает, что участник имеет более высокий уровень квалификации или может предложить лучшие условия исполнения контракта.
Верховный суд посчитал иначе. Представление копии сертификата, выданного в соответствии с ГОСТом, не было обязательным условием для участия в запросе предложений. Оно выступало одним из критериев оценки участников. Ни одному из них не отказали в участии из-за того, что не был представлен названный сертификат.
Верховный суд также отметил:
·контрольный орган не доказал, что выбор двух конкретных систем добровольной сертификации ограничил конкуренцию;
· отсутствие сертификата у участника на дату опубликования извещения не значит, что требовать его нельзя.
Документ:
Определение ВС РФ от 18.11.2019 N 307-ЭС19-12629



5. Административная практика по Закону N 44-ФЗ: обзор за 4–22 ноября
Мы выбрали семь решений антимонопольных органов, включенных в систему КонсультантПлюс в ноябре. Опираясь на эту практику, вы сможете избежать нарушений при установлении требований к участникам, рассмотрении заявок и решении других вопросов.
Документация о закупке
Что проверить:требование к участникам электронной закупки о регистрации в ЕИС.
Как должно быть: не забывайте устанавливать переходное положение, по которому до 31 декабря (включительно) подать заявку могут лица, аккредитованные на электронной площадке до 1 января 2019 года и включенные в соответствующий реестр. Регистрация в ЕИС в этом случае не требуется.
Документ: Решение ФАС России от 30.07.2019 по делу N 19/44/105/2106
Порядок проведения закупок
Что проверить: обоснованность заключения договора энергоснабжения с единственным поставщиком.
Как должно быть: закупку по п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ можно проводить, только если поставщик находится в реестре гарантирующих поставщиков.
Документ: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 15.10.2019 по делу N 11-264/19
Что проверить: срок, в течение которого должен быть опубликован протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
Как должно быть: протокол нужно разместить в ЕИС и направить на электронную площадку не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок.
Документ: Решение Московского УФАС России от 21.10.2019 по делу N 077/06/57-12442/2019
Что проверить: наличие в РНП сведений об участниках закупки.
Как должно быть: в РНП должны отсутствовать сведения не только о самой организации — участнике закупки, но и обо всех ее учредителях (участниках), а также о руководителе.
Так, в одной из закупок комиссия заказчика допустила организацию к торгам. Позже выяснилось, что ее учредитель одновременно является учредителем другой компании, которая внесена в РНП. УФАС признало действия комиссии незаконными, заявку участника нужно было отклонить.
Документ: Решение Московского УФАС России от 18.10.2019 по делу N 077/06/57-12290/2019
Что проверить: причины отклонения заявки.
Как должно быть: нельзя отклонять заявку, если в ней не указана страна происхождения товара. Страну нужно приводить, только если в извещении и документации установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Документ: Решение Бурятского УФАС России от 18.10.2019 N 04-50/602-2019
Исполнение контракта
Что проверить: срок направления в реестр контрактов документов о приемке по контракту, например акта выполненных работ, товарной накладной, счета-фактуры.
Как должно быть: документы нужно разместить в течение пяти рабочих дней с даты приемки. Если не разместить их или сделать это с опозданием, оштрафуют на 20 тыс. руб.
Документы: Решения ФАС России от 10.09.2019 по делу N П-259/19, Новосибирского УФАС России от 14.10.2019 N 054/06/103-1982/2019
Предыдущий обзор практики читайте здесь.



6. ФАС: заказчик не должен требовать, чтобы участники госзакупок были зарегистрированы в ЕИС
Заказчик указал в документации, что подавать заявки на участие в аукционе могут только лица, зарегистрированные в ЕИС и аккредитованные на электронной площадке. Контрольный орган посчитал это нарушением. Такого требования к участникам закупки нет в числе предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Значит, устанавливать его в документациинельзя.
Полагаем, ФАС исходила из того, что до конца года участники, аккредитованные на электронной площадке до 1 января 2019 года, могут подавать заявки без регистрации в ЕИС.
Напомним, что регистрация в ЕИС станет обязательной для всех участников лишь с 1 января 2020 года. Ее наличие и актуальность проверяет оператор электронной площадки. Заказчику не нужно отражать в документации новое требование.
Документ: Постановление ФАС России от 24.10.2019 по делу N 17/04/7.30-494/2019



7. Взыскание убытков в связи со срывом госконтракта: обзор практики для участников закупок
Госзаказчик незаконно отклонил заявку или расторг контракт. УФАС неправомерно аннулировало результаты закупки. Как в этих и других ситуациях потребовать возместить убытки, читайте в нашем обзоре.
Заказчик неправомерно отклонил заявку потенциального победителя закупки
В данной ситуации можно взыскать неполученную прибыль. Для этого нужно доказать следующие обстоятельства:
·заявку отклонили незаконно. Подтвердить это можно, в частности, решением антимонопольного органа, признавшего жалобу участника обоснованной;
· если бы заявку не отклонили, с участником точно заключили бы контракт. Например, он предложил наименьшую цену на аукционе или его заявка набрала наибольшее количество баллов в конкурсе;
· какой прибыли лишился участник. Ее можно рассчитать как разницу между ценой, которую предложил участник, и себестоимостью объекта закупки. Последнюю можно определить, обратившись за заключением к эксперту или рассчитав самостоятельно. Рекомендуем приложить подтверждающие документы.
Так, вопрос о взыскании упущенной выгоды решен положительно в ситуациях, рассмотренных АС Уральского округа (взыскано 280 тыс. руб.) и АС Западно-Сибирского округа (взыскано 1,2 млн руб.).
Заказчик не принял банковскую гарантию в обеспечение исполнения контракта
Если УФАС или суд признает, что банковская гарантия, отклоненная заказчиком, была оформлена правильно, участник закупки может взыскать неполученную прибыль (АС Поволжского округа), а также расходы на оформление гарантии (АС Московского округа).
Отметим, что суд может взыскать неполученную прибыль, но отказать во взыскании расходов на гарантию, посчитав, что они финансируются за счет прибыли (АС Поволжского округа).
УФАС аннулировало закупку
Если контракт не заключен из-за решения УФАС, возможны две ситуации.
Ситуация 1. УФАС не имело права аннулировать закупку. В этом случае убытки взыщут с антимонопольного органа. Победитель аукциона взыскал с УФАС более 4 млн руб.: неполученную прибыль и неустойку за возврат товара, закупленного для исполнения контракта (АС Восточно-Сибирского округа).
Ситуация 2. УФАС действовало правомерно, аннулировав закупку из-за нарушений, допущенных заказчиком. В таком случае убытки нужно взыскивать с заказчика.
Победитель закупки потратился на оформление банковской гарантии. Однако контракт заключить не удалось: из-за нарушений при проведении закупки УФАС обязало заказчика заново определить победителя. В итоге им было признано другое лицо. Первоначальный победитель взыскал с заказчика расходы на гарантию (АС Волго-Вятского округа).
Заказчик заключил контракт только после судебных разбирательств
Если заказчик незаконно отказывается заключать контракт, можно заставить его сделать это, пожаловавшись в УФАС. Заказчик может оспорить его предписание в суде, и тогда заключение контракта растянется на несколько месяцев. В этой ситуации можно взыскать упущенную выгоду.
Так, контракт, рассчитанный на 12 месяцев, из-за длительных разбирательств был заключен только тогда, когда до окончания срока его действия оставалось всего два месяца. Предприниматель их отработал и взыскал упущенную выгоду за 10 предыдущих (АС Уральского округа).
Заказчик заключил контракт на оказание тех же услуг, что предусмотрены действующим контрактом
Нередки ситуации, когда заключается контракт с неопределенным объемом товаров, работ или услуг. Исполнение осуществляется по заявкам заказчика по цене за единицу в пределах общей цены контракта.
Правомерно ли поступает заказчик, если вместо подачи заявок заключает с другим лицом контракт на оказание тех же услуг (например, по более выгодной цене)? АС Дальневосточного округа ответил на этот вопрос отрицательно: заказчик ведет себя недобросовестно, лишая первоначального исполнителя прибыли.
Суд учел следующие моменты:
· первоначальный контракт не расторгнут и не изменен, претензий по нему нет;
· заказчик не доказал, что его потребность в тех же услугах выросла настолько, что ее не мог покрыть первоначальный контракт.
Предприниматель взыскал 700 тыс. руб. неполученной прибыли.
Заказчик незаконно расторг контракт
В зависимости от обстоятельств дела в качестве убытков можно взыскать командировочные расходы сотрудников, расходы на банковскую гарантию и т.д. Рассмотрим подробнее виды взыскиваемых расходов.
Пример 1. На центральной площади города решили установить новогоднюю елку. Муниципальное учреждение провело аукцион и заключило контракт. Однако еще до этого момента балансодержатель (дворец культуры) передал елку другому лицу для монтажа на безвозмездной основе.
АС Центрального округа указал: заказчик повел себя неосмотрительно. Прежде чем проводить аукцион, следовало согласовать действия с балансодержателем. Можно было заранее узнать, что елку будут ставить безвозмездно.
В пользу подрядчика взыскали 44,5 тыс. руб.: комиссию за выдачу банковской гарантии и плату электронной площадке за участие в закупке.
Пример 2. Компании поручили провести социологическое исследование в г. Южно-Сахалинске. В дальнейшем заказчик расторг контракт, утверждая, что один из его этапов не был выполнен.
Компания в суде доказала незаконность отказа, а затем в другом процессе взыскала убытки в размере 341 тыс. руб. В эту сумму вошли суточные и расходы работников на командировку: затраты на проезд, проживание, интернет, канцтовары, заправку картриджа, хранение и упаковку багажа (АС Дальневосточного округа).
Пример 3. Чтобы исполнить контракт на капитальный ремонт школы, подрядчик закупил вентиляционное оборудование, внеся 60% предоплаты. Школа расторгла контракт, оборудование оказалось ненужным, подрядчик потерял предоплату. Кроме того, школа обратилась в УФАС с заявлением о включении сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков. Управление его отклонило.
Подрядчик доказал в суде, что отказ от контракта был незаконным, и взыскал 583 тыс. руб.:
·предоплату за оборудование;
· расходы на адвоката, который защищал подрядчика в УФАС;
· упущенную выгоду (АС Восточно-Сибирского округа).



8. Взыскание убытков в связи со срывом госконтракта: обзор практики для участников закупок
Госзаказчик незаконно отклонил заявку или расторг контракт. УФАС неправомерно аннулировало результаты закупки. Как в этих и других ситуациях потребовать возместить убытки, читайте в нашем обзоре.
Заказчик неправомерно отклонил заявку потенциального победителя закупки
В данной ситуации можно взыскать неполученную прибыль. Для этого нужно доказать следующие обстоятельства:
· заявку отклонили незаконно. Подтвердить это можно, в частности, решением антимонопольного органа, признавшего жалобу участника обоснованной;
· если бы заявку не отклонили, с участником точно заключили бы контракт. Например, он предложил наименьшую цену на аукционе или его заявка набрала наибольшее количество баллов в конкурсе;
· какой прибыли лишился участник. Ее можно рассчитать как разницу между ценой, которую предложил участник, и себестоимостью объекта закупки. Последнюю можно определить, обратившись за заключением к эксперту или рассчитав самостоятельно. Рекомендуем приложить подтверждающие документы.
Так, вопрос о взыскании упущенной выгоды решен положительно в ситуациях, рассмотренных АС Уральского округа (взыскано 280 тыс. руб.) и АС Западно-Сибирского округа (взыскано 1,2 млн руб.).
Заказчик не принял банковскую гарантию в обеспечение исполнения контракта
Если УФАС или суд признает, что банковская гарантия, отклоненная заказчиком, была оформлена правильно, участник закупки может взыскать неполученную прибыль (АС Поволжского округа), а также расходы на оформление гарантии (АС Московского округа).
Отметим, что суд может взыскать неполученную прибыль, но отказать во взыскании расходов на гарантию, посчитав, что они финансируются за счет прибыли (АС Поволжского округа).
УФАС аннулировало закупку
Если контракт не заключен из-за решения УФАС, возможны две ситуации.
Ситуация 1. УФАС не имело права аннулировать закупку. В этом случае убытки взыщут с антимонопольного органа.
Победитель аукциона взыскал с УФАС более 4 млн руб.: неполученную прибыль и неустойку за возврат товара, закупленного для исполнения контракта (АС Восточно-Сибирского округа).
Ситуация 2. УФАС действовало правомерно, аннулировав закупку из-за нарушений, допущенных заказчиком. В таком случае убытки нужно взыскивать с заказчика.
Победитель закупки потратился на оформление банковской гарантии. Однако контракт заключить не удалось: из-за нарушений при проведении закупки УФАС обязало заказчика заново определить победителя. В итоге им было признано другое лицо. Первоначальный победитель взыскал с заказчика расходы на гарантию (АС Волго-Вятского округа).
Заказчик заключил контракт только после судебных разбирательств
Если заказчик незаконно отказывается заключать контракт, можно заставить его сделать это, пожаловавшись в УФАС. Заказчик может оспорить его предписание в суде, и тогда заключение контракта растянется на несколько месяцев. В этой ситуации можно взыскать упущенную выгоду.
Так, контракт, рассчитанный на 12 месяцев, из-за длительных разбирательств был заключен только тогда, когда до окончания срока его действия оставалось всего два месяца. Предприниматель их отработал и взыскал упущенную выгоду за 10 предыдущих (АС Уральского округа).
Заказчик заключил контракт на оказание тех же услуг, что предусмотрены действующим контрактом
Нередки ситуации, когда заключается контракт с неопределенным объемом товаров, работ или услуг. Исполнение осуществляется по заявкам заказчика по цене за единицу в пределах общей цены контракта.
Правомерно ли поступает заказчик, если вместо подачи заявок заключает с другим лицом контракт на оказание тех же услуг (например, по более выгодной цене)? АС Дальневосточного округа ответил на этот вопрос отрицательно: заказчик ведет себя недобросовестно, лишая первоначального исполнителя прибыли.
Суд учел следующие моменты:
· первоначальный контракт не расторгнут и не изменен, претензий по нему нет;
· заказчик не доказал, что его потребность в тех же услугах выросла настолько, что ее не мог покрыть первоначальный контракт.
Предприниматель взыскал 700 тыс. руб. неполученной прибыли.
Заказчик незаконно расторг контракт
В зависимости от обстоятельств дела в качестве убытков можно взыскать командировочные расходы сотрудников, расходы на банковскую гарантию и т.д. Рассмотрим подробнее виды взыскиваемых расходов.
Пример 1. На центральной площади города решили установить новогоднюю елку. Муниципальное учреждение провело аукцион и заключило контракт. Однако еще до этого момента балансодержатель (дворец культуры) передал елку другому лицу для монтажа на безвозмездной основе.
АС Центрального округа указал: заказчик повел себя неосмотрительно. Прежде чем проводить аукцион, следовало согласовать действия с балансодержателем. Можно было заранее узнать, что елку будут ставить безвозмездно.
В пользу подрядчика взыскали 44,5 тыс. руб.: комиссию за выдачу банковской гарантии и плату электронной площадке за участие в закупке.
Пример 2. Компании поручили провести социологическое исследование в г. Южно-Сахалинске. В дальнейшем заказчик расторг контракт, утверждая, что один из его этапов не был выполнен.
Компания в суде доказала незаконность отказа, а затем в другом процессе взыскала убытки в размере 341 тыс. руб. В эту сумму вошли суточные и расходы работников на командировку: затраты на проезд, проживание, интернет, канцтовары, заправку картриджа, хранение и упаковку багажа (АС Дальневосточного округа).
Пример 3. Чтобы исполнить контракт на капитальный ремонт школы, подрядчик закупил вентиляционное оборудование, внеся 60% предоплаты. Школа расторгла контракт, оборудование оказалось ненужным, подрядчик потерял предоплату. Кроме того, школа обратилась в УФАС с заявлением о включении сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков. Управление его отклонило.
Подрядчик доказал в суде, что отказ от контракта был незаконным, и взыскал 583 тыс. руб.:
· предоплату за оборудование;
· расходы на адвоката, который защищал подрядчика в УФАС;
· упущенную выгоду (АС Восточно-Сибирского округа).



9. ФАС разъяснила, что учитывают при нарушении сроков направления сведений в РНП
ФАС напомнила об особенностях исчисления сроков, которые нужно учитывать при направлении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Если заказчик направит сведения для включения в РНП с нарушением срока, его сотрудника могут оштрафовать на 20 тыс. руб. ФАС отметила: если заказчик решит воспользоваться почтой, сведения будут считаться переданными на дату, когда у него приняли почтовое отправление.
Если же участника закупки или исполнителя контракта включат в РНП с опозданием, его все равно исключат из реестра через два года с даты, когда должны были в него включить.
Документ:
Письмо ФАС России от 14.11.2019 N ИА/100065/19


^Наверх